ФНС продолжает отстаивать свою позицию о том, что для целей применения международных договоров по вопросам налогообложения критерии резидентства физического лица могут определяться иным образом, чем указано в нормах НК РФ. При этом, по мнению ФНС, данные критерии должны применяться не только для решения вопросов исчисления НДФЛ, но и для определения наличия или отсутствия обязанности по представлению уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о КИК.
Во-первых, налоговый орган
подтвердил свою позицию о том, что из положений международных договоров
Российской Федерации об избежании двойного налогообложения следует, что
физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России,
если оно располагает в ней постоянным жилищем либо имеет в России центр
жизненных интересов. При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом
нахождения жилого объекта в собственности, либо действующей постоянной регистрацией
по месту жительства в таком объекте. Центр жизненных интересов определяется по
месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы. Таким образом, сам по себе факт нахождения физического
лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение 12 следующих
подряд месяцев не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента
Российской Федерации в упомянутой выше ситуации.
То есть, даже если физ.лицо провело за границей более 183 дней, то по итогам
12 последовательных календарных месяцев, отсчитываемых с 1 января, оно все
равно может быть признано налоговым резидентом РФ, если в России у него есть
жилье и постоянная регистрация по месту жительства.
Во-вторых, предусмотренные
пунктом 3.1 статьи 23 и пунктом 1 статьи 25.14 Кодекса обязанности физического
лица по уведомлению налогового органа об участии в иностранной компании или о
контролируемой таким лицом иностранной компании возникают в любом налоговом периоде (начиная с 2015
года), в котором имеется факт наличия такого участия или контроля и за который это лицо может быть признано
налоговым резидентом Российской Федерации на основании вышеупомянутых
критериев.
Что это означает? Применительно к
обязанности по представлению уведомления об участии в иностранных организациях
это может означать, например, что даже если лицо стало владельцем более 10%
долей участия в иностранной организации, будучи на этот моментом нерезидентом
РФ, то став резидентом РФ по итогам налогового периода (благодаря не 183 дням
пребывания в РФ, а из-за наличия в РФ жилья в собственности или постоянной
регистрацией по месту жительства) то у него возникнет обязанность по
представлению такого уведомления.
Вопрос:
О признании физлица налоговым резидентом РФ для целей уведомления о его участии
в иностранных организациях, о контролируемых им иностранных компаниях и уплаты
им НДФЛ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 12 февраля 2015 г. N СА-3-14/460
Федеральная
налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу уведомления физическими
лицами о своем участии в иностранных организациях и о контролируемых ими
иностранных компаниях, сообщает следующее.
В
соответствии с пунктом 3.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (в
редакции Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ) (далее - Кодекс)
налогоплательщики помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 указанной
статьи, обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения
организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные
статьей 25.14 Кодекса, о своем участии в иностранных организациях (в случае,
если доля такого участия превышает 10 процентов), об учреждении иностранных
структур без образования юридического лица и о контролируемых иностранных
компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.
Согласно
пункту 1 статьи 25.14 Кодекса налогоплательщики, признаваемые налоговыми
резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных
Кодексом, уведомляют налоговый орган о своем участии в иностранных организациях
(об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) и о
контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они
являются.
Пунктом 2
статьи 207 Кодекса установлено, что налоговыми резидентами признаются
физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183
календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
В
налоговых целях определение статуса физического лица в качестве налогового
резидента Российской Федерации применяется при реализации положений статей 209,
пункта 17.1 статьи 217, статьи 224, пункта 1.1 статьи 231 и пункта 1 статьи 232
Кодекса в ситуациях, когда осуществляется налогообложение доходов таких
физических лиц (освобождение от налогообложения, возврат излишне уплаченного
налога) или устранение международного двойного налогообложения.
Согласно
письму Министерства финансов Российской Федерации от 18.04.2007 N 01-СШ/19
установление этого факта связано с обязанностью налогоплательщика по исчислению
и уплате налога с полученных им доходов за соответствующий налоговый период
(календарный год).
В данном
случае речь идет об уплате налога таким лицом самостоятельно на основании
положений статей 228 и 229 Кодекса, в том числе с доходов, получаемых от
источников за пределами России. В такой ситуации налоговыми резидентами
признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не
менее 183 календарных дней за период с 1 января по 31 декабря соответствующего
календарного года.
Пунктом 1
статьи 7 Кодекса предусмотрено, что если международным договором Российской
Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов,
установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом, то применяются
правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Из
положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного
налогообложения следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве
налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем либо
имеет в России центр жизненных интересов.
При этом
наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в
собственности, либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в
таком объекте. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения
семьи, основного бизнеса или работы.
Таким
образом, сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации
менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев не приводит к
автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации в
упомянутой выше ситуации.
Положений,
обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты
статуса налогового резидента Российской Федерации, Кодекс не содержит.
Учитывая
изложенное, по мнению ФНС России, предусмотренные пунктом 3.1 статьи 23 и
пунктом 1 статьи 25.14 Кодекса обязанности физического лица по уведомлению
налогового органа об участии в иностранной компании или о контролируемой таким
лицом иностранной компании возникают в любом налоговом периоде (начиная с 2015
года), в котором имеется факт наличия такого участия или контроля и за который
это лицо может быть признано налоговым резидентом Российской Федерации на
основании вышеупомянутых критериев.
Действительный
государственный
советник
Российской
Федерации
2 класса
С.А.АРАКЕЛОВ
В письме от 30 июня 2015 г. N ЗН-3-17/2536@ ФНС еще раз подтвердила свою позицию по данному вопросу
ОтветитьУдалить