Не так давно на
портале Закон.ру (здесь)
я отмечал, что в последнее время стала выделяться и выходить на первый план группа споров, связанная с несколько
неожиданным появлением для многих нового толкования самой концепции Закона о
ТЦО, которая состояла в том, что под ценовой контроль попадает не только
достаточно узкий круг т.н. контролируемых сделок (ст. 105.14 НК РФ), но и
гораздо более широкий круг сделок, совершаемых между взаимозависимыми лицами,
даже если эти сделки по своим суммовым критериям не относятся к числу
контролируемых.
Такая концепция
нашла свое выражение сначала в письме
Минфина от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145, а затем в письме ФНС России от
16.09.2014 N ЕД-4-2/18674@.
На основании вышеназванного письма ФНС
можно сделать вывод о том, что различаются три модели проверок цен в
соответствии с правилами раздела V.1 НК РФ:
1) Проверки цен в контролируемых
сделках, которые осуществляет центральный аппарат ФНС
России;
2) Проверки цен в сделках
между взаимозависимыми лицами, не признаваемых контролируемыми,
которые осуществляются территориальными налоговыми органами на местах, в
отношении которых исчисление налоговой базы осуществляется на основании
положений части второй НК РФ со ссылками на ст. 105.3 НК РФ (а это и НДС, и
НДФЛ, и налог на прибыль, то есть все основные налоги);
3) Проверки иных сделок, по которым установлено манипулирование
налогоплательщиком ценами и необходимо доказывание
получения им необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных
проверок, в том числе с применением методов, установленных
главой 14.3 НК РФ.
И по сути, в
этом письме ФНС исходит из того, что поскольку на сделки между взаимозависимыми
лицами, не являющиеся контролируемыми ст. 105.17 НК РФ не распространяется, то
не применяется и норма о том, что контроль цен для целей налогообложения не
может быть предметом камеральных и выездных проверок.
Из такого же
подхода исходил налоговый орган и в деле №
А26-7861/2014, рассмотренном 13-ым Арбитражным апелляционным судом, но
суд отклонил соответствующий довод налогового органа, указав следующее:
«Заключение
Инспекции о том, что поскольку к спорной сделке не применяется статья 105.17 НК
РФ, то на налоговый орган не распространяются и ограничения полномочий по
осуществлению налогового контроля, предусмотренные пунктом 1 данной статьи,
также правомерно признано судом первой инстанции ошибочным.
Контроль цен в
сделках между взаимозависимыми лицами вступает в противоречие с положением п. 3
ст. 105.3 НК РФ, устанавливающим презумпцию соответствия цены договора уровню
рыночных цен и возможность доказательства обратного лишь ЦА ФНС России».
И
действительно, ведь единственной нормой, устанавливающей презумпцию рыночности
цены сделки, является п. 3 ст. 105.3 НК РФ. И в ней поименован лишь один
субъект, у которого есть полномочия на опровержение этой презумпции – ФНС
России в лице своего Центрального аппарата.
Таким
образом, концепция ФНС России о 3 моделях проверки цен пока не находит
поддержки в судах, сужаясь фактически только до двух моделей: 1) проверка цен
по контролируемым сделкам в рамках специальных проверок; 2) доказывание налоговым
органом факта манипулирования налогоплательщиком ценами и получения в
результате этого необоснованной налоговой выгоды.
Судебные акты
по данному делу здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий