понедельник, 18 мая 2015 г.

Концепция ФНС о трех моделях проверок цен продолжает трещать по швам в судах. Появился еще один свежий судебный акт (Постановление 13-го ААС от 30.04.2015 по делу № А26-7861/2014)


Не так давно на портале Закон.ру (здесь) я отмечал, что в последнее время стала выделяться и выходить на первый план группа споров, связанная с несколько неожиданным появлением для многих нового толкования самой концепции Закона о ТЦО, которая состояла в том, что под ценовой контроль попадает не только достаточно узкий круг т.н. контролируемых сделок (ст. 105.14 НК РФ), но и гораздо более широкий круг сделок, совершаемых между взаимозависимыми лицами, даже если эти сделки по своим суммовым критериям не относятся к числу контролируемых.
Такая концепция нашла свое выражение сначала в письме Минфина от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145, а затем в письме ФНС России от 16.09.2014 N ЕД-4-2/18674@.
На основании вышеназванного письма ФНС можно сделать вывод о том, что различаются три модели проверок цен в соответствии с правилами раздела V.1 НК РФ:

        1) Проверки цен в контролируемых сделках, которые осуществляет центральный аппарат ФНС России; 
       2) Проверки цен в сделках между взаимозависимыми лицами, не признаваемых контролируемыми, которые осуществляются территориальными налоговыми органами на местах, в отношении которых исчисление налоговой базы осуществляется на основании положений части второй НК РФ со ссылками на ст. 105.3 НК РФ (а это и НДС, и НДФЛ, и налог на прибыль, то есть все основные налоги);
       3) Проверки иных сделок, по которым установлено манипулирование налогоплательщиком ценами и необходимо доказывание получения им необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных проверок, в том числе с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ.
И по сути, в этом письме ФНС исходит из того, что поскольку на сделки между взаимозависимыми лицами, не являющиеся контролируемыми ст. 105.17 НК РФ не распространяется, то не применяется и норма о том, что контроль цен для целей налогообложения не может быть предметом камеральных и выездных проверок.
Из такого же подхода исходил налоговый орган и в деле № А26-7861/2014, рассмотренном 13-ым Арбитражным апелляционным судом, но суд отклонил соответствующий довод налогового органа, указав следующее:
«Заключение Инспекции о том, что поскольку к спорной сделке не применяется статья 105.17 НК РФ, то на налоговый орган не распространяются и ограничения полномочий по осуществлению налогового контроля, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, также правомерно признано судом первой инстанции ошибочным.
        Контроль цен в сделках между взаимозависимыми лицами вступает в противоречие с положением п. 3 ст. 105.3 НК РФ, устанавливающим презумпцию соответствия цены договора уровню рыночных цен и возможность доказательства обратного лишь ЦА ФНС России».
       И действительно, ведь единственной нормой, устанавливающей презумпцию рыночности цены сделки, является п. 3 ст. 105.3 НК РФ. И в ней поименован лишь один субъект, у которого есть полномочия на опровержение этой презумпции – ФНС России в лице своего Центрального аппарата.
       Таким образом, концепция ФНС России о 3 моделях проверки цен пока не находит поддержки в судах, сужаясь фактически только до двух моделей: 1) проверка цен по контролируемым сделкам в рамках специальных проверок; 2) доказывание налоговым органом факта манипулирования налогоплательщиком ценами и получения в результате этого необоснованной налоговой выгоды.

         Судебные акты по данному делу здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий