суббота, 15 марта 2014 г.

Спасет ли налогового агента от ответственности по ст. 123 НК РФ уточненка, не связанная с занижением налога? (Анонс Президиума ВАС)


Рассмотрение дела намечено на 18 марта


18 марта Президиум ВАС собирается рассмотреть интересный спор, связанный с применением одной из самых спорных норм части первой НК РФ, а именно - с п. 4 ст. 81 НК РФ. Эта норма, как известно, содержит достаточно сложный юридический состав, при наличии которого налогоплательщик освобождается от ответственности за неуплату налога (ст. 122 НК РФ). А в силу п. 6 ст. 81 НК РФ эта норма применяется и к налоговым агентам.

Вот только у налоговых агентов основания для привлечения к ответственности несколько жестче чем у налогоплательщиков. Неперечисление суммы налога в установленный срок уже основание для привлечения к ответственности по ст. 123 НК РФ (даже если сумма налога была исчислена правильно, без занижения).

Из этого исходили и суды, рассматривавшие вышеназванный спор, отмечая, что «факт более позднего перечисления суммы налога не может быть исправлен налоговым агентом путем подачи уточненного налогового расчета».

Но понимая, что п.п. 4 и 6 ст. 81 НК РФ все-таки не могут вступать в противоречие со ст. 123 НК РФ, судам в качестве своего основного довода пришлось «разобрать по полочкам» весь тот самый сложный состав, при котором налоговый агент все-таки освобождается от ответственности за несвоевременное перечисление налога.

А обстоятельства дела были таковы. Налоговый агент в установленный срок перечислил в бюджет сумму налога с доходов, полученных иностранной организацией. Затем, обнаружив ошибку в перечислении, он доплатил недостающую сумму, но эта недостающая сумма была перечислена уже с нарушением установленного срока (что уже по сути создавало основания для привлечения его к ответственности по ст. 123 НК РФ). Но после перечисления налога он представил в налоговый уточненный расчет по этому налогу, но лишь по той причине, что в первоначальном расчете был неправильно указан код страны получателя дохода.

В результате налоговый агент все же был привлечен к ответственности по ст. 123 НК РФ. Но впоследствии в суде он ссылался на наличие у него переплаты по налогу на прибыль в качестве налогоплательщика, но главное – ссылался и на п. 4 ст. 81 НК РФ (поскольку недостающая сумма налога, как сказано выше, перечислена им до подачи уточненного расчета).

Суды отклонили ссылку налогового агента на п. 4 ст. 81 НК РФ, указав, что статьей 81 НК РФ регулируется порядок внесения изменений в поданный налоговым агентом в налоговый орган расчет путем представления уточненного расчета, а также освобождения от ответственности в случае представления налоговым агентом уточненного расчета при обнаружении им факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, а в данном случае представление обществом уточненного расчета было связано с ошибочным указанием кода страны в отсутствие факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, в поданном расчете, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что положения подпункта 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ не подлежат применению в рассматриваемой ситуации.

А вот коллегия судей ВАС, передавая данное дело в Президиум, не согласилась с нижестоящими судами. Ведь по ее мнению, налоговый агент свою отчетность не искажал, сумму налога исчислил правильно, просто несвоевременно перечислил в бюджет ее определенную часть. То есть в целом его поведение было добросовестным и он не должен ставиться в худшее положение по сравнению с теми налоговыми агентами, которые вообще неправильно исчислили сумму налога.

Прогноз на исход этого спора в Президиуме сделать непросто. Поэтому подождем до 18 марта.

С судебными актами по данному делу вы можете ознакомиться здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий