За месяц, в котором продан авто, налог по-прежнему платят
и продавец и покупатель
22 января ГосДума отклонила еще один ЛДПР-овский законопроект
по транспортному налогу, который касался порядка исчисления транспортного
налога при продаже транспортного средства в течение года.
На сегодняшний день он установлен п. 3 ст. 362 НК РФ и
предполагает, что месяц регистрации, а также месяц снятия его с регистрации
принимается за полный месяц. В литературе отмечается, что здесь сознательно
используется т.н. правовая фикция (сколько бы дней в месяце авто не был на
регистрации все равно считается, что он был месяц), что законодатель мог бы
рассчитывать время владения транспортным средством в сутках, но это бы
усложнило процесс расчета транспортного налога (А.В. Демин: «Неопределенность в
налоговом праве и правовые средства ее преодоления», стр.178).
Но так или иначе такая фикция (именно в ее нынешней
редакции) бьет одним концом по продавцу авто, а другим по покупателю, обязывая
уплачивать транспортный налог за месяц купли-продажи транспортного средства и
того и другого. Образуется своего рода «мегафикция», когда заведомо
устанавливается, что как будто бы в этом месяце и продавец и покупатель оба
целый месяц являются владельцами транспортного средства.
Поэтому некоторое время назад в Думу и поступил
законопроект, в котором предлагалось, что за месяц, в котором был продан авто
транспортный налог платит только покупатель, но не продавец. Иначе получается,
что в месяце продаже этот налог взимается дважды и в переводе на календарный
год его сумма окажется сумме налога за 13 месяцев. Обо всем этом и говорил
инициатор законопроекта – депутат от ЛДПР С. Иванов во время рассмотрения
законопроекта. Но дискуссии не получилось, законопроект набрал лишь191 голос,
т.е. меньшинство.
Видеозапись рассмотрения законопроекта в ГосДуме с
выступлениями С. Иванова и его оппонента – Раисы Кармазиной здесь.
Далее стенограмма этого рассмотрения:
Иванов
С. В., фракция ЛДПР.
Как справедливо сказала Раиса Васильевна Кармазина — и
после этого все записали это в Конституцию (оживление в зале), — каждый обязан
платить законно установленные налоги и сборы. Это касается и транспортного
налога, который мы сегодня обсуждаем. Правда, после того как мы установили
минимальные ставки, не очень многие, а практически никто из субъектов
Российской Федерации по минимальной ставке собирать не стал, все увеличили. Ну,
понятно — это их налог, и они заинтересованы в пополнении бюджета. А мы
предлагаем вам задуматься над таким интересным феноменом, как уплата
транспортного налога.
Смотрите, какая складывается ситуация, коллеги.
Транспортный налог платится за что? За то, что есть транспорт. Все с этим
согласны? Я думаю, что все. Платится он ежегодно по представлению налоговых
органов физическими лицами, а юридические лица должны самостоятельно это
делать, с этим тоже все согласны. И вопрос бы не возникал, если бы этот налог
платился ежегодно: владеешь себе машиной, и владей, каждый год получаешь из
налоговой инспекции уведомление, идёшь и платишь по ставке, установленной в
субъекте, в котором твоя машина зарегистрирована. Но бывает очень часто так,
что человек машину свою продаёт, а кто-то её покупает, и здесь складывается
довольно интересная ситуация: в соответствии с Налоговым кодексом этот налог
рассчитывается с учётом количества полных месяцев, в течение которых
транспортное средство было зарегистрировано на гражданина. В результате этой
довольно нехитрой манипуляции получается, что у нас в году не 12 месяцев, а 13
месяцев, понимаете? Если бы налог исчислялся по дням владения, тогда бы
вопросов не было и было бы всё честно, но поскольку налог исчисляется по полным
месяцам, то получается, ещё раз говорю, что владелец, который продаёт машину, и
тот, кто её покупает, они оба платят налог за один и тот же месяц, в итоге
набегает, так сказать, 13-й месяц. Ну вот, например, у нас в Курской области,
если взять автомобиль мощностью 150 "лошадей", а за
"лошадь" платишь 22 рубля, получается в месяц почти 300 рублей.
Кто-то скажет, что сумма небольшая, но на самом деле в масштабах области это
много, да и вообще, любой гражданин, кто деньги получает, а не ворует,
старается деньги сэкономить, это нормально.
Мы предлагаем сделать всё просто: чтобы в году было 12
месяцев, чтобы платили транспортный налог, платили каждый год, платили за
каждый месяц, но вот за тот месяц, в котором произошла смена собственника,
платил налог тот, кто на машину раскошелился. То есть кто покупает, тот и
платит: если у тебя машина была 5 месяцев, то за 6-й месяц, когда ты её
продаёшь, платишь налог не ты, а новый собственник, который её покупает, — в
итоге за 12 месяцев налог уплачен, все довольны, все смеются, кроме жадного
государства!
Председательствующий. Содоклад
Раисы Васильевны Кармазиной.
Пожалуйста.
Кармазина
Р. В. Уважаемые коллеги, Сергей Владимирович уже рассказал
здесь о сути законопроекта, она понятна — чтобы за месяц, в который
осуществляется снятие с учёта, платил налог уже новый собственник.
Когда я делала содоклад о законопроекте по налогу с
транспортных средств, коллеги из фракции ЛДПР приводили примеры, говорили, что
некоторые граждане просто не регистрируют свои транспортные средства и тогда
этот налог не поступает: я продала автомобиль, вы купили, но вы его не
поставили на учёт, поэтому у субъектов Федерации будут выпадающие доходы.
Уважаемые коллеги, в экономическом обосновании авторы не
дают нам сумму, сколько в случае принятия этого закона выпадет доходов у
субъектов Российской Федерации, и я предлагаю данный законопроект — комитет так
решил — не поддерживать в силу того, что мы не можем просчитать, во сколько это
выльется. А то, что есть такие случаи, сама фракция ЛДПР подтвердила: отдельные
граждане просто не ставят свои транспортные средства на учёт. Предлагаем не
поддерживать, потому что это будет вредоносный закон для бюджетов.
Государству выгодно обирать своих же граждан, это и дураку понятно, зачем же они будут принимать поправки к закону, которые работают им в убыток!
ОтветитьУдалить