НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС ЖДЕТ
МНОГО НОВЕЛЛ
24 мая ГосДума единогласно (385 голосов) приняла во втором чтении один из
самых резонансных финансовых законопроектов этого года, содержащий в себе целый
ряд значимых поправок в Налоговый кодекс РФ. Это законопроект № 196666-6 (о противодействии незаконным финансовым операциям), о котором я уже много писал в этом блоге. Все поправки, которые были
подготовлены Комитетом ГосДумы по бюджету и налогам, были приняты и уже есть
все основания полагать, что в таком виде они и найдут отражение в НК РФ.
Что же изменилось в
содержании этого законопроекта (в части изменений в НК РФ) по сравнению с
первым чтением? Что вообще нового? Если условно разбить все новеллы на несколько групп, то
обнаруживается следующее (САМОЕ ОСНОВНОЕ).
ИНФОРМАЦИОННОЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ
Отклонено положение о
том, что налогоплательщик обязан
обеспечить получение почтовой корреспонденции от налогового органа по своему
юридическому адресу. Взамен этого у налогоплательщиков, да и то не у всех, а
только тех, кто обязан представлять налоговую декларацию в электронной форме,
появляется обязанность обеспечить получение от налогового органа в электронной
форме по ТКС всех документов, которые используются налоговыми органами в своей
работе. Эти налогоплательщики будут обязаны представлять налоговым органам
квитанцию о приеме таких документов в 6-дневный срок с момента их отправки.
Если в течение указанного 6-дневного
срока налогоплательщик не передаст налоговому органу такую квитанцию, то ему условно
дается еще 10 дней, чтобы исполнить эту обязанность, но этот 10-дневный срок
касается не любых квитанций, а только тех, которые должны подтверждать прием
следующих документов:
- требование о представлении
документов;
- требование о представлении
пояснений;
- уведомление о вызове в налоговый
орган.
Если же и в течение указанного
10-дневного срока налогоплательщик не передаст квитанцию о приеме какого-либо
из трех названных документов, то налоговый орган вправе будет приостановить его
операции по счетам в банке.
КАМЕРАЛЬНЫЕ
НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ
Устанавливается особый порядок
камеральных проверок следующих деклараций (с предоставлением налоговым органам дополнительных полномочий при их проведении):
1)
Уточненная
декларация с уменьшением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет;
2)
Убыточная
декларация с отражением убытка соответствующего (текущего) периода.
При
камеральной проверке указанных деклараций налоговый орган вправе требовать у
налогоплательщика представить в течение 5 дней необходимые обосновывающие
пояснения. При представлении пояснений налогоплательщик вправе (но не обязан)
представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в
указанные декларации.
3)
Уточненная
декларация с уменьшением суммы налога к уплате или с увеличением суммы убытка,
представленная по истечении 2 лет со дня, установленного для подачи
первоначальной декларации.
При
проведении камеральной проверки указанной декларации налоговый орган вправе
истребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в
соответствующих показателях налоговой декларации и аналитические регистры
налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и
после их изменений.
4)
Декларация
по налогу на прибыль, НДФЛ участника договора инвестиционного товарищества. При
ее проверке налоговый орган вправе истребовать у этого участника: сведения о
периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли
(расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые
сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении
налогового органа.
Налоговые органы получают дополнительные
полномочия при камеральной проверке декларации по НДС в следующих случаях:
1)
Выявление
противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в этой декларации;
2)
Выявление
несоответствия сведений об операциях, содержащихся в этой декларации, сведениям
об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС,
представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на
которое в соответствии с гл. 21 НК РФ возложена обязанность по представлению
декларации по НДС)
3)
Выявление
несоответствия сведений об операциях, содержащихся в этой декларации, сведениям
об указанных операциях, содержащимся в журнале учета полученных и выставленных
счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое возложена
такая обязанность.
При этом во втором и третьем случаях
имеются в виду не любые несоответствия, а только те, которые свидетельствуют о
занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС,
заявленной к возмещению.
Во всех трех случаях налоговый орган
также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные
документы, относящиеся к указанным операциям.
ОТДЕЛЬНЫЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1)
Предусматривается
возможность истребования вне рамок налоговой проверки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ) не
только информации, но и документов о конкретной сделке.
2)
Предусматривается
возможность проведения осмотра при проведении специальных (углубленных) камеральных
проверок деклараций по НДС. При этом осмотр территорий и помещений проверяемого
лица допускается на основании мотивированного постановления лица, проводящего
проверку, которое подлежит утверждению руководителем (заместителем) налогового
органа. Такое же постановление необходимо и для доступа на территорию или в
помещение проверяемого лица.
ОБЯЗАННОСТИ
БАНКОВ
Банки
обязаны:
1) сообщать в налоговый орган
информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении
реквизитов счета, вклада (депозита) физического лица, не являющегося
индивидуальным предпринимателем.
2) выдавать налоговым органам справки
о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на
счетах, вкладах (депозитах) физических лиц, не являющихся индивидуальными
предпринимателями. Эти справки могут быть истребованы при наличии согласия
руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя ФНС в случае
проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них
документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ («встречная» проверка).
Комментариев нет:
Отправить комментарий